Отношения между продавцом в магазине и покупателем регулируются Гражданским кодексом РФ и Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее по тексту - Закон о защите прав потребителей).
В силу норм п. 1 ст. 25 Закона о защите прав потребителей: "Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки".
Такими образом, потребитель вправе вернуть товар в магазин, который ему не понравился при наличии следующей совокупности обстоятельств:
1. Приобретенный, товар является непродовольственным, то есть товар это не еда или напитки.
2. Товар не подошел по одному из следующих оснований:
3. С момента покупки прошло не более 14-ти дней. В этот срок не засчитывается день покупки.
Наличие указанной совокупности дает право покупателю обменять товар или вернуть товар в магазин и получить уплаченные за него денежные средства. Названное право предоставлено потребителю нормами ст. 25 Закона о защите прав потребителей.
Вышеописанное применимо не ко всем категориям товара, так законодательно определено какие товары не могут быть возвращены по вышеуказанным причинам:
1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из метталла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратуры, медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми) лекарственные препараты.
2. Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары).
3. Парфюмерно-косметические товары.
4. Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей - ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж.
5. Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные).
6. Изделия и материалы, полностью или частично изготовленные из полимерных материалов и контактирующие с пищевыми продуктами (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов, в том числе для разового использования).
7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты.
8. Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты).
9. Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни.
10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения.
11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства; часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями).
12. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему.
13. Животные и растения.
14. Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).
Выше перечисленные товары могут быть возвращены продавцу только в том случае, если в товаре будут выявлены недостатки.
Обычно магазины не возражают вернуть покупателю деньги за товар, который ему не подошел, но предлагают заполнить заявление.
Для того, что бы заполнить заявление о возврате товара необходим паспорт.
В заявлении важно правильно указать причину возврата товара. Потребитель указывает не на то, что товар ему "не понравился", а конкретно одно из оснований предусмотренных Законом о защите прав потребителей" - не подошел по одному из следующих основании:
По Закону о защите прав потребителей продавец обязан возвратить уплаченные денежные средства в течение 3-х дней с момента возврата товара. Обычно же продавец незамедлительно возвращает денежные средства после написания покупателем заявления.
В случае если на просьбу покупателя вернуть денежные средства за товар который ему не подошел продавец реагирует отказом, то необходимо составить заявление о возврате товара самостоятельно и вручить его уполномоченному представителю продавца. Это значит, что необходимо составить два заявления - на одном экземпляре представитель продавца должен поставить подпись, расшифровку подписи и указать должность.
Если продавец отказывается принять заявление о возврате товара, то заявление необходимо направить продавцу заказным письмом с описью вложения.
Если продавец добровольно не удовлетворит требования потребителя в трехдневный срок с момента получения заявления, то покупатель вправе обратиться с иском в суд. Иск в суд можно подготовить как самостоятельно, так и обратившись к юристу в Курске.
В исковые требования помимо взыскания цены товара могут быть также включены требования о взыскании неустойки в размере 1 % за каждый день просрочки исполнения требования потребителя и штраф в размере 50 % от присужденной судом суммы.
При обращении с иском, вытекающим из Закона о защите прав потребителей покупатель освобождается от уплаты государственной пошлины за рассмотрение иска судом.
Иск может быть подан в суд по месту жительства потребителя. Юридические услуги Курск.
При цене иска до 50 000 руб. иск должен быть подан в мировой суд, при цене иска, превышающей указанную сумму - в районный (городской) суд.
Юрист Курск 2019 г.