В последние годы количество споров по которым предусмотрен досудебный порядок урегулирования споров растет. Так с 01 июля 2016 г. по большинству споров рассматриваемых арбитражными судами введен обязательный досудебный порядок урегулирования.
Обязательный претензионный порядок урегулирования спора означает, что в случае его несоблюдения и подачи иска в суд минуя эту стадию решения конфликта сторон, суд вначале оставит иск без движения, а в дальнейшем возвратит исковое заявление истцу, без рассмотрения дела по существу. То есть хочешь не хочешь, а направить претензию все равно придется.
В случае, если же претензионный порядок и не является обязательным, попытаться урегулировать спор мирным путем стоит попробовать, так как возможно потенциальный ответчик увидев обоснованную и мотивированную претензию не захочет переводить спор в рамки судебного разбирательства, а решит удовлетворить требования претензии. Так потенциальный истец и ответчик сэкономят не только время, но и деньги.
А иногда направить претензию выгоднее, нежели не направлять ее вовсе. Например, по требованиям потребителя организация или ИП обязаны уплатить штраф в размере 50 % от присужденной суммы за неудовлетворение требований потребителя в срок предусмотренный законом. То есть, суд взыщет штраф только в случае, если потребитель прежде, чем подать иск в суд, обратится к организации или ИП с претензией.
Потребность в юристе по претензионной работе может возникнуть, если необходимо:
- Составить претензию, вытекающую из защиты прав потребителей.
- Подготовить односторонний отказ от исполнения договора или предложение о его изменении/расторжении.
- Как рассчитать неустойку или проценты по договору для предъявления претнзии?
- Направить требование контрагенту об оплате долга, процентов и/или неустойки.
- Организовать ведение претензионной работы в организации или ИП.
- Составить ответ или возражение на претензию.
В Интернете множество форм претензий по различным вопросам. При таком разнообразии бесплатного доступа к претензиям закономерно возникает вопрос: а зачем вообще платить за претензию юристу, если можно скачать бесплатную форму в сети, заполнить ее и направить нарушителю прав, тем самым сэкономив деньги?
Отвечу, да форм в Интернете много, но ни одна из них не учитывает специфики конкретных правоотношений. Поясню на примере, допустим вы купили телефон, а у него через 3-дня кнопка стала западать, как правильно оформить претензию продавцу? Скачать форму в интернете? Форму то вы найдете, но в силу норм Закона о защите прав потребителя вам надо выбрать, что вы конкретно хотите от продавца: возврата денег, замены телефона, а может вас просто устроит ремонт? От того, что вы выберите будет зависеть дальнейшее поведение продавца, так как он будет рассматривать конкретное требование. В случае если кнопка стала западать не через 3 дня, а через двадцать - то требовать возврата денег за товар или его замену, вы уже не вправе - только ремонт или уменьшение покупной цены.
Идем дальше, какие еще могут возникнуть вопросы:
- Как назвать документ - претензия, уведомление, а может односторонний отказ от договора?
- Куда и как направлять претензию?
- По какому адресу?
- Каким почтовым отправлением?
- Можно ли вручить нарочно и как правильно это сделать?
А если вы предприниматель или организация и претензию необходимо направить контрагенту, то вероятно в договоре закреплены требования к претензионному порядку урегулирования спора - возможно к претензии необходимо приложить копии документов, подтверждающих ее обоснованность, претензию надо направить не только по юридическому адресу контрагента, но и по почтовому, факсом и посредством электронной почты.
Думаю, что вы поняли несмотря на всю кажущуюся простоту в составлении и направлении претензии, есть множество нюансов которые необходимо учесть в каждом конкретном случае.
При этом не стоит забывать, что по многим категориям споров претензионный порядок урегулирования спора является обязательным (по большинству арбитражных споров, по договорам перевозки, связи, о расторжении или изменении договора и пр.), то есть в случае если претензия не будет соответствовать требованиям закона то, суд вначале оставит дело без движения и представит срок для устранения выявленных нарушений, а в случае если они не будут устранены (иногда это невозможно, так как дело оставляют без движения обычно на 10-15 дней, а срок рассмотрения некоторых претензий - 30 дней) возвратит исковое заявление, без рассмотрения дела по существу. В таком случае придется соблюдать претензионный порядок в виде предусмотренном законом или договором, а уже потом повторно обращаться в суд, при этом будет потрачено драгоценное время, а возможно и шанс получить деньги.